Документооборот в строительстве и его приемник ЭДО

Документооборот в строительной компании напрямую влияет на ее производительность. Отлаженный процесс обмена документами сокращает сроки сдачи работ и, как следствие, ускоряет денежные выплаты. Все участники строительного рынка несут значительные издержки,…

Сергей Валюк | 
16.06.2021 · 

Документооборот в строительной компании напрямую влияет на ее производительность. Отлаженный процесс обмена документами сокращает сроки сдачи работ и, как следствие, ускоряет денежные выплаты.

Все участники строительного рынка несут значительные издержки, связанные с бумажной документацией. Переход на ЭДО избавляет от большинства этих проблем. Но для начала важно понять главное — любому действию в строительстве сопутствуют ведение многостраничной документации. За 1-2 месяца при строительстве крупного завода легко может набраться 100 литровая бочка бумажных черновиков и 10 килограммов принятой и текущей документации.

Введение. Почему все так сложно

Даже самая простая работа в строительстве сопровождается пулом документации. Например, у подрядчика стоит заправленный бульдозер, чтобы приступить к земляным работам и снять верхний слой грунта. Почему стоит (а не работает)? Потому что есть определенный порядок сдачи исполнительной документации. Чтобы приступить к одному виду работ, сначала надо закрыть предыдущий. Предыдущим была вырубка деревьев и выкорчевка пней. Чтобы создать акт выполнения этой работы нужно: иметь уже согласованный проект, отрисовать план, далее заказчику необходимо зафиксировать количество выкорчеванных пней (поштучно), здесь же эти работы должен освидетельствовать технадзор, не исключен список и еще ряда ответственных лиц. Когда документ будет создан, требуется собрать все необходимые подписи и создать несколько подписанных копий этого акта. Если повезет, все нужные люди окажутся в одном месте, если всех участников удовлетворит работа и если документальная составляющая будет верна — когда все «если» сойдутся, наконец-то можно вывезти выкорчеванные пни с места и приступать к следующим работам.

Притом это лишь один акт строительной эпопеи и один пункт исполнительной документации. В это же время ведутся: общий журнал работ, журнал производства работ, журнал геодезических работ, табель, путевые листы и все это далеко не полный список, который даже не касается бухгалтерии, и все еще не предлагает удобных решений для управления строительством.

Проблемы ведения документации в строительстве

Сейчас документация ведется в бумажном виде, топорно, с множеством изменений в текущих документах из-за правок и версионности. И чаще всего большая часть документации сдается постфактум — задолго после выполнения работ. Все это приводит к высокой загрузке и тратам на отдел ПТО. Заказчик теряет реальное представление о происходящем на объекте, а подрядчик не успевает сдать закрывающую документацию и получить деньги за выполненные работы.

Документооборот сейчас

На небольших строительных объектах с одним заказчиком и подрядчиком процесс ведения документации относительно прозрачен. Для типовых задач есть стандартная документация: форма КС-2, АОСР и т.д. Но даже несмотря на это, найти общий язык не всегда просто, а если строительство предполагает множество участников — волей-неволей начинает формироваться хаос .

Лучше всего большие стройки проиллюстрирует один из самых первых примеров незаконченных объектов — Вавилонская башня. Процесс строительства величайшего строения полностью остановился из-за одного фактора: строители стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.

В нашем мире это как ведение исполнительной документации: различные формы и «хотелки», множество субподрядчиков и отсутствие автоматизированной системы управления в строительстве. А отсутствие системы ведет к увеличению сроков сдачи или полной остановки строительства из-за выхода какого-нибудь важного участника проекта.

Однако, если с документацией все так долго, почему от нее нельзя отказаться? Ответить можно риторическим вопросом: «Вы бы хотели находиться в месте, которое не отвечает и половине современных требований, а на каждом этапе строительства сэкономлена значительная сумма?».

Решение: электронная документация в строительстве (ЭДО)

Единая система управления строительными проектами — программное обеспечение для мониторинга работ всех участников проекта, постановки задач, контроля временных сроков и бюджета.

Электронная подпись — если ответственное лицо «в полях» или в другом городе, он все равно сможет согласовать последнюю версию документа юридически законным способом.

Ведение строительной документации в электронном виде — сразу решает большой пласт проблем: приводит все формы документации к единому виду для всех организаций, позволяет быстро редактировать, исправлять и согласовывать, делает всю процедуру прозрачной (в любой момент можно увидеть, на ком остановился процесс, оставить комментарий или сравнить версию документа с предыдущей).

На самом деле таких условно простых функций уже достаточно, чтобы решить большее количество тяжб с документооборотом в строительстве, единственный нюанс — к этой системе должны прийти все.

Готовое решение

На рынке строительных сервисов уже есть платформы быстрого перехода для приема и сдачи документации в электронном виде. Одна из них — Exon.

Exon — это целый комплекс модулей, которые закрывают все первостепенные задачи, связанные с документооборотом:

Благодаря единому сервису и объединению участников в одной среде, все работы становятся прозрачными, а согласование и ведение документации своевременным.

читать далее
20 полезных сервисов для строительной отрасли

Мы собрали список сервисов, чьи идеи уже выросли в рабочие решения и могут стать полезными инструментами для всех, кто полностью погружен в строительную сферу или даже отдаленно связан с ней….

Сергей Валюк | 
15.05.2021 · 

Мы собрали список сервисов, чьи идеи уже выросли в рабочие решения и могут стать полезными инструментами для всех, кто полностью погружен в строительную сферу или даже отдаленно связан с ней.

  • Проектирование, архитектура и демонстрация
  • Оптовая покупка материалов
  • Управление и контроль проектов
  • Мониторинг за рабочими

Проектирование, архитектура и демонстрация

  1. Autodesk — разработчик и бесспорный лидер в создании ПО для проектирования, анимации и графики (AutoCAD, Revit, 3ds Max).
  2. HoloLens — сервис для рынка строительного проектирования и архитектуры может вывести трехмерные модели в VR, что позволит создать новые способы визуализации.
  3. Naumen Smart Expertise — сервис предназначен для цифровизации процесса проектной документации и данных по инженерным изысканиям.
  4. Renga — российская BIM-система комплексного проектирования, а также ПО для визуализации и обработки лазерного сканирования.
  5. Simple Noise — сервис для проектирования и визуализации проектов: сценарное моделирование, конфигураторы продуктов, интерактивные решения.
  6. Mnogomir — платформа для создания концепта, прототипирования и 3D-визуализации масштабных проектов в реальном времени.

Оптовая покупка материалов

  1. Supl.biz — сайт для оптовых покупателей и продавцов из малого и среднего бизнеса России и СНГ.
  2. Где материал — интернет-магазин закупки и продажи строительных материалов от крупных поставщиков.

Управление и контроль проектов

  1. Exon — единый сервис для всех участников строительства. Закрывает задачи по ведению исполнительной документации, сдаче проектной документации, мониторингу контроля качества и планированию работ.
  2. Build Visor — планировщик задач для строительных проектов и объединения всех участников строительства.
  3. Адепт — платформа для планирования, организации и мониторинга строительства: сметы, исполнительная документация, стройконтроль.
  4. Мобильные решения для строительства — программный комплекс автоматизации механизма проверки требований, предъявляемых к выполненным работам на объекте и оценки их качества.
  5. HardRoller — платформа для ведения исполнительной документации автоматически.
  6. Gintaro — платформа управления строительством и ремонтом. Помогает контролировать сметы, график работ, снабжение, документы и отчеты.
  7. Traceair — сервис для контроля строительства в реальном времени с помощью дронов.
  8. Skyeer — платформа для мониторинга и аналитики с помощью БПЛА.
  9. HIVE — дронопорты для автоматического обслуживания дрона 24/7 с возможностью моментального вылета. И сервис со всеми видами съемки, которые необходимы строительному объекту.
Дронопорт Hive
Автоматизированная автономная станция дрона
Перейти на сайт

Мониторинг рабочих

  1. CPS Business Solutions — датчики для сбора и анализа актуальной информации по персоналу и инвентарю.
  2. SOLUT — биометрическая система учета рабочего времени на больших объектах строительства.
  3. Exon Smart Watch — система мониторинга за сотрудниками с помощью смарт-часов и функцией распознавания лица предоставляет аналитику по рабочему времени и геолокации.
Exon Smart Watch
Умные часы для мониторинга персонала
Перейти на сайт
читать далее